Рекомендовано к утверждениюУтверждаю.
на заседании Директор школы
педагогического совета _________ Т.И. Карявкина
«_03» __12___ 2012 г. приказ № 292 от 03.12.2012 г.
Положение
об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании».
1.2. Цель образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях - создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
1.3. Результатом коррекционной работы должна стать компенсация недостатков дошкольного развития, восполнение пробеловпредшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализация и совершенствование учебной деятельности обучающихся, повышение их работоспособности, активизация познавательной деятельности.
2. Формы предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях
2.1. При наличии социального заказа на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе создают условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса.
Образование организуется преимущественно по месту жительства ребенка или в ближайшем образовательном учреждении, располагающем на момент в соответствии с положением образовательного учреждения.
2.2. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях осуществляется в интегрированно (далее - интегрированный класс) - не более 4 человек в массовом классе (Постановление Правительства РФ от 10.03.2000г. №212).
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в общеобразовательном классе образовательного учреждения общего типа, осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся (по индивидуальному учебному плану, возможно обучение на дому).
3. Порядок организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях
3.1. Специфика направлений деятельности общеобразовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с ограниченными возможностями здоровья, отражается в уставных документах и локальных актах учреждения (в уставе, лицензии, должностных инструкциях персонала, приказах руководителя и т.д.).
3.2. Образовательное учреждение, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, организует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее – консилиума) образовательного учреждения.
Деятельность консилиума регламентируется локальным актом образовательного учреждения, разрабатываемым в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 07.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПк)».
3.3. Прием детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные
классы, осуществляется на основании заявления родителей и заключения муниципальной психолого-медико-педагогическоой комиссии (далее ПМПК), содержащего рекомендации по выбору образовательной программы.
Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями в развитии при поступлении его в образовательное учреждение, переходе на новую ступень обучения и в течение всего периода обучения принимает консилиум на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования с учетом рекомендаций ПМПК. Решение консилиума оформляется соответствующим протоколом. Зачисление (перевод) ребенка с ограниченными возможностями здоровья в интегрированные классы осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и приказа руководителя образовательного учреждения.
3.4. Интегрированное обучение в общеобразовательных учреждениях является приоритетной формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья по программе 7 вида на всех ступенях общего образования при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
3.5. Обучение в специальном (коррекционном) классе рекомендуется для обучающихся по программе 8 вида, так как специфика этой программы заключается в профессиональном обучении и социальной адаптации. Допускается открытие разновозрастного специального (коррекционного) класса 8 вида.
В случае отсутствия возможности открытия специального (коррекционного) класса, обучение ребенка с умственной отсталостью организуется в условиях общеобразовательного класса интегрированного по индивидуальному учебному плану.
3.6. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в
интегрированном классе не должно превышать 4 человек.
При комплектовании интегрированных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с ограниченными возможностями в развитии, имеющих рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии на обучение по одной и той же образовательной программе. В случае необходимости в интегрированные классы могут зачисляться дети с различными видами нарушений.
3.7. Образование в интегрированном классе осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам, разрабатываемым в соответствии с Базисными учебными планами, утвержденным Министерством образования Российской Федерации (Приказот 10.04.2002г. № 29/2065-п), совместно с педагогами класса и членами Консилиума с учетом рекомендаций ПМПК и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования.
3.8. Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения
общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями
в развитии организуются фронтальные и индивидуальные занятия
коррекционно-развивающей и предметной направленности. Такие занятия
включаются в сетку занятий и проводятся специалистами образовательного
учреждения или с привлечением специалистов в соответствии с видом
нарушенного развития ребенка (учителем-логопедом, психологом).
3.9. Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в общеобразовательном учреждении, на дому, обеспечиваются бесплатно учебниками, учебными пособиями.
3.10.Сведения об освоении программы обучения обучающимся в интегрированном классе по индивидуальному учебному плану 7 вида, записываются в общий журнал.
Для детей, обучающихся по программе 8 вида в интегрированном классе, ведется отдельный журнал.
3.11. Итоговая аттестация учащихся, обучающихся по специальным (коррекционным) программам 7 вида проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования России от 03.12.1999 г. № 1075, и с учетом рекомендаций Рособрнадзора (письмо от 31.01.2007 г. № 01-42/08-01).
3.15.Выпускники, успешно освоившие курс основного общего и среднего (полного) общего образования (7 вид), получают документ государственного образца об уровне образования в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001г. № 1022.
Выпускники, окончившие курс обучения по специальной (коррекционной) программе 8 вида, сдают экзамен по трудовому обучению согласно письму Министерства образования Российской Федерации от 14 марта 2001 г. № 29/1448-6 и получают свидетельство об окончании соответствующего обучения согласно Приказу Министерства образования Российской Федерации от 05.02.2002 № 334.
4. Кадровое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении
4.1. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при наличии соответствующего программно-методического (учебно-методических комплексов, наглядных пособий, коррекционно-диагностического инструментария, дидактического материала и т.д.) и кадрового обеспечения.
4.2. Образовательный процесс в интегрированныхклассах осуществляют
педагоги, имеющиедефектологическое образование или прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку), повышение квалификации по предметам коррекционного цикла, обеспечивающего обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционную направленность учебно-воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной педагогики (учитель-логопед, учитель-дефектолог) в соответствии с видом нарушения ребенка, педагог-психолог.
4.3.Обучающиеся, имеющие речевые нарушения,получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2-4 человек).
Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2.
Педагог-психолог оказывает психологическую поддержку детям,
обучающимся по специальным (коррекционным) программам.
Педагог-психолог задействован в психологическом сопровождении учащихся, в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, в обязанности которого входит составление коррекционной программы и индивидуальных учебных планов на каждого учащегося.
4.4. При отсутствии в образовательном учреждении необходимых специалистов (логопедов, психологов, дефектологов), оборудования для оказания специализированной помощи такая помощь может быть организована силами специалистов других школ, имеющих в штате специалистов коррекционного направления. А также использовать услуги центров психолого-медико-социального сопровождения (ПМСС-центров), реабилитационных центров, ПМПК на договорных условиях.